AvtomaxX » Система курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Program)

Система курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Program)



Система курсовой устойчивости ESP (она же система курсовой стабилизации) позволяет водителю удерживать транспортное средство в пределах траектории, которую задает водитель в разных условиях движения (движение прямо, торможение, разгон, в резких поворотах и.т.д.) . Одним словом, система курсовой устойчивости призвана сохранять управляемость и устойчивость автомобиля на шаг вперед определяя и управляя критической ситуацией, которая создается для автомобиля. Система курсовой устойчивости эффективно исправляет ошибки водителя в управлении машиной для того, чтобы водитель мог контролировать свое авто в любой ситуации.

История создания.

В начале девяностых годов прошлого века, немецкая компания Bosch разработала первый вариант системы курсовой устойчивости (ESP). Первый автомобиль, который был оборудован системой ESP стал всем известный «шестисотый» Мерседес. В то время, Mercedes S600 был флагманом линейки компании Mercedes-Benz и понятное дело, он должен был обладать разными полезными «фишками». К тому же, он должен был дружелюбным к владельцу авто. После долгих тестов, было принято решение оснащать все автомобили Mercedes A-класса системами (ESP).





В эффективности системы курсовой устойчивости не приходится сомневаться: американская организация IIHS провела исследования, относительно эффективности автомобилей с системой курсовой устойчивости ESP. Результаты были впечатляющими: число погибших в ДТП удалось уменьшить до 43%, а в одиночных ДТП даже до 56%. Вывод: система курсовой устойчивости (ESP) помогает водителю справляться с управлением автомобиля в сложных условиях. Да и перевернуться на автомобиле с ESP гораздо сложнее. Данные американских ученых показали, что вероятность переворота на автомобиле с ESP с летальным исходом снижается на 77-80%. В свою очередь, исследования немецких страховщиков показали, что от 35-40% всех ДТП с летальным исходом могли окончиться удачей, если автомобиль, попавший в аварию был оборудован ESP. По мнению немцев, система курсовой устойчивости является современной палочкой-выручалочкой для многих водителей (в первую очередь, для неопытных).

Большинство водителей, выбирающих автомобиль даже не догадываются, для чего же нужна система курсовой устойчивости (ESP). Если сравнить автомобили премиум, бизнес-класса и автомобили малых классов, то выяснится, что машины бизнес-класса и премиум-класса все поголовно оснащены системой ESP, чего не скажешь об автомобилях малых классов (класс А и Б). Классы этих автомобилей крайне редко серийно оснащаются системой курсовой устойчивости (ESP), а если быть точными, то всего 6,7 % от общего числа автомобилей. Только за дополнительную плату, как опцию, можно позволить себе заиметь систему (ESP) в автомобиль (хотя, далеко не на все). Именно начинающие водители и девушки приобретают автомобили классов А и Б, а исправлять их ошибки (которые обязательно будут) крайне необходимо, навыки ведь очень слабы.
Система курсовой устойчивости в большинстве своем (в Америке и Европе) обозначается как ESP ( от. Нем. Electronic Stability Programme — электронная программа устойчивости), на других автомобилях она обозначается по-другому:

На автомобилях Toyota, Daihatsu, Lexus эта система обозначается как VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) иногда как VSC(Vehicle Stability Control) ;
На автомобилях Honda и Acura система курсовой устойчивости обозначается как VSA (Vehicle Stability Assist);
На Hyundai, KIA (иногда Honda) система обозначается как ESC (Electronic Stability Control);
На автомобилях Rover, Jaguar, Mazda, Mini и BMW система обозначается как DSC (Dynamic Stability Control);
На шведских автомобилях VOLVO система курсовой устойчивости обозначается как DTSC (Dynamic Stability Traction Control);
На автомобилях Mitsubish система курсовой устойчивости обозначается как MASC (Mitsubishi Active Stability) Control System;
CST (Controllo Stabilita e Trazione) — именно так обозначается система курсовой устойчивости у итальянских автомобилей Ferrari;
В автомобилях FORD применяется обозначение RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control), иногда IVD (Interactive Vehicle Dynamics);
На автомобилях, Buick, Cadillac и Chevrolet система ESP обозначается как StabiliTrak;
На немецких автомобилях Porsche эта система обозначается как PSM (Porsche Stability Management);
На автомобилях Subaru , Infiniti,Nissan, Alfa Romeo эта система обозначается как VDC (Vehicle Dynamic Control).
На автомобилях Maserati эта система обозначается как MSP (Maserati Stability Programme)

Как правило, система курсовой устойчивости (ESP) комбинирует свою работу с другими активными системами безопасности автомобиля: ABS (антиблокировочная система тормозов), ASR (антипробусковочная система), EBD (система распределения усилия тормозов) и EDS (система электронной блокировки дифференциала), если конечно эти системы опционально имеются в Вашем автомобиле.

Система курсовой устойчивости (ESP) состоит из следующих компонентов:
- Блок управления системой;
- Гидравлический блок;
- Входные датчики;

Рассмотрим по-порядку все компоненты системы курсовой устойчивости:

Блок управления системой.

Блок управления принимает поступающие сигналы от датчиков, после чего формирует управляющие действия на все устройства исполнения, которые находятся под контролем систем активной безопасности автомобиля:
Система ABS с ее впускными и выпускными клапанами;
Контрольные лампы оповещения системы ESP, ABS и тормозов.
Система ASR с ее переключающими и клапанами высокого давления;

Гидравлический блок системы.

Для функционирования системы динамической стабилизации применяется гидравлический блок системы ASR/ABS с другими компонентами активной безопасности автомобиля.

Входные датчики.

Входные датчики системы курсовой устойчивости фиксируют параметры машины и детализируют их в электрические сигналы. Именно с помощью входных датчиков система ESPоценивает параметры движения машины и действия водителя. Датчики системы ESP делятся на:
Датчик давления тормозной системы;
Датчик скорости поворота;
Датчик поперечного ускорения;
Датчик угловой скорости колес;
Датчик угла поворота рулевого колеса;
Датчик продольного ускорения;
Датчик скорости поворота машины;
Как уже указывалось, все эти датчики используется в оценке фактических параметров движения автомобиля и оценке действий водителя.



Принцип действия системы курсовой устойчивости следующий:

Итак, каков принцип действия ESP? Разберем все по-порядку: система ESP определяет наступления опасной ситуации методом сравнения параметров движения машины и действий водителя. Система ESP включается в работу, когда действия водителя резко отличаются от фактических параметров движения машины. То есть, система ESP распознает ситуацию как кризисную или неконтролируемую и сразу же начинает действовать. А действия системы курсовой устойчивости ESP заключаются в следующих способах стабилизации движения автомобиля:
Система ESP изменяет крутящий момент двигателя автомобиля (это достигается следующими путями: изменяется положение дросселя, отменяется переключение передачи в АКПП, пропуск впрыска топлива, изменение угла опережения зажигания, пропуск импульсов зажигания, если есть полный привод, то происходит перераспределение крутящего момента между осями).
Система ESP производит подтормаживание колес автомобиля. Это действие производится путем включения в работу определенных систем активной безопасности автомобиля. При этом, наблюдается циклический характер работы.
Если в автомобиле имеется система активного рулевого управления, то система ESP изменяет угол поворота передних колес автомобиля.
В случае наличия в автомобиле адаптивной подвески, система ESP изменяет степень демпфирования амортизаторов.
На сегодняшний момент, системы курсовой устойчивости производят следующие компании: Robert Bosch GmbH; Delphi; Hitachi, Nissan Kogyo, TRW, WABCO, Bendix Corporation, Mando Corporation, Teves, Continental Automotive Systems.



На этом видео великолепно показано как работает система ESP (Electronic Stability Program)

Легковые и грузовые автомобили: отзывы владельцев, технические характеристики, фото, автотермины, тест-драйвы | AVTOMAXX.RU | При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Все материалы, опубликованные на сайте www.avtomaxx.ru, фотоизображение или тексты, являются объектом авторского права. © Все права защищены. от 18+