AvtomaxX » ABS - Антиблокировочная система

ABS - Антиблокировочная система

Антиблокировочная система, она же ABS, специальная система, устанавливаемая в автомобиле, предотвращающая блокировку колес автомобиля при резком торможении. Антиблокировочная система предназначена для предотвращения потери управляемости автомобиля в процессе резкого торможения а также для исключения вероятности неконтролируемого скольжения (заноса) машины.



Как правило (конечно, зависит от комплектации), антиблокировочную систему ABS комбинируют вместе с антипробуксовочной системой (ASR), системой экстренного торможения (Brake Assist) и системой электронного контроля устойчивости (ESC, ESP - электронная программа стабилизации ).
В настоящее время, антипробуксовочную систему ABS устанавливают на легковые автомобили, грузовые автомобили, автомобильные прицепы, мотоциклы и даже на шасси самолетов.

История антиблокировочной системы началась еще в прошлом веке в 20-х годах. Немецкие инженеры из компании Bosch начали работы по созданию своей антиблокировочной системы Antiblockiersystem. Дело в том, что в те времена, все машины оснащались механическими тормозами, работающие от тросового привода. Чтобы заставить автомобиль затормозить, требовалось приложение немалой физической силы. Другими словами, нужно было с силой давить на педаль тормоза, что приводило к блокировке колес, что несомненно плохо сказывалось на управляемости машины. Со временем были изобретены тормоза с вакуумным усилителем, хоть на педаль тормоза давить стало легче, это не решало проблемы блокировки колес при торможении. В 1936 году инженеры из Bosch пожинали плоды своей деятельности: была запатентована технология предотвращающая блокировку колес автомобиля при резком торможении (самая первая ABS). Хоть технология и была изобретена, но эту идею немецким специалистам не удалось реализовать на практике — тогда не было цифровой электроники, которая могла за доли секунды реагировать на резкое торможение и блокировку колес. В 60-х года прошлого века в промышленность стали внедрятся технологии полупроводников. В 1964 году, немецкий инженер Гейнц Либер разработал и положил основы будущей антиблокировочной системы ABS. В этом же году немцы создали первые работоспособные антиблокировочные системы АБС(попытки создать системы АБС были и раньше, но они были крайне неэффективны). В 1970 году Даймлер-Бенц создал первые серийные работоспособные системы ABS. Но первые тесты ABS показали ненадежность электронных компонентов — это был существенный недостаток. Совместными усилиями Deimler-Benz и инженерами Bosch система АБС все же была доработана «до ума». Результатом работы стала усовершенствованная система АБС, которую могли установить в качестве опции на новый автомобиль. Правда, к тому времени она была безумно дорогой и устанавливалась на автомобили представительского уровня. С 1978 года на некоторые автомобили BMW и Mercedes начали устанавливать штатно. С 2004 года все новые машины, которые продаются в странах Евросоюза, в обязательном порядке должны иметь антиблокировочную систему ABS в «базе».

Как работает антиблокировочная система ABS? Когда автомобиль двигается, пятно контакта его 4-х колес пребывает в неподвижности относительно дороги. Таким образом, на колеса действует сила трения покоя. В связи с тем, что эта сила больше, чем сила трения скольжения, уменьшение при вращении колес со скоростью, которая будет соответствовать скорости движения автомобиля, будет гораздо эффективнее, чем замедлении при скольжении колес автомобиля, относительно дороги. Помимо этого, автомобиль, одно или несколько колес его, находящиеся в скольжении, теряет в управлении.




Антиблокировочная система ABS состоит из следующих компонентов:

- Блок управления ABS. Это блок получает сигналы от датчиков, благодаря чему управляется работа клапанов.
- Управляющие клапаны. Эти клапаны служат элементами модулятора давления. Управляющие клапаны ABS вмонтированы в магистрали тормозов автомобиля.
- Датчики ускорения (замедления) и скорости. Датчики скорости ABS смонтированы на ступицах колес автомобиля.

Если Ваш автомобиль оснащен системой АБС, то при нажатии на педаль тормоза, происходит следующее: система начинает точное и постоянное определение скорости вращения каждого из колес автомобиля. Если несколько колес, одно колесо или все колеса замедляют скорость вращения быстрее расчетной максимальной скорости замедления машины, при этом учитываются данные акселерометров и система отправляет команду на модулятор давления ABS в тормозах, в свою очередь клапаны ограничивают тормозное усилие в колесах авто. Что касается расчетной максимальной скорости замедления машины, то она рассчитывается конкретно, для каждого авто на стадии разработки и впоследствии она корректируется при тестах на дороге с максимальным коэф. трения. После того, когда вращение колес автомобиля совпадает с нормальной скоростью движения (при этом, сила трения покоя восстанавливается), тормозное усилие автомобиля восстанавливается полностью. Вышеперечисленный процесс в системе ABS проходит много раз в секунду. Когда начинает работать ABS — вы это почувствуете по заметной пульсации тормозной педали и характерному хрусту.

Антиблокировочные системы ABS различаются на одноканальную и двухканальную.
- В одноканальной антиблокировочной системе ABS тормозное усилие ограничивается во всей тормозной системе одновременно. Данные системы ABS обеспечивают неплохое эффектинове замедление, при условии, если условия сцепления колес автомобиля примерно одинаковы. Одноканальные системы АБС как правило дешевле чем многоканальные.
- В двухканальной антиблокировочной системе ABS тормозное усилие ограничивается тормозной системой борта автомобиля.
- В многоканальной антиблокировочной системе ABS, помимо тормозное усилие может ограничиваться во всей тормозной системе, в тормозной системе борта и отдельного колеса (когда, скажем, одно из колес попало на лед, снег или обочину). Безусловно, многоканальные ABS сложнее и дороже более простых одноканальных АБС. В то же время, многоканальные ABS крайне эффективны, когда приходится тормозить на дороге, которая имеет неоднородное покрытие. Устанавливаются они на более дорогие автомобили.

Большинство современных антиблокировочных систем ABS имеют систему самодиагностики. Эта система берет под контроль все компоненты систеы ABS по физическим параметрам. Если происходят сбои, то система самодиагностики на приборной панели зажигает лампу неисправности “ABS” и сразу записывает в память код неисправности в блок управления ABS. Когда система самодиагностики определяет неисправность, этот компонент исключается из работы системы ABS. Но бывают варианты, когда система ABS перестает работать, а тормоза продолжают работать, но уже без системы АБС. В некоторых новых автомобилях устанавливают электрические тормозные механизмы. Эти системы действуют независимо на каждом колесе автомобиля. Антиблокировочная система ABS тоже ставится вместе с ними, но действует как один из алгоритмов этой электрической тормозной системы и зачастую, АБС не влияет на педаль тормоза.

Вне всякого сомнения, антиблокировочная система ABS позволяет достичь более короткого тормозного пути. Во время экстренного торможения система АБС отлично позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем. С системой АБС всегда сохраняется возможность совершения смелых маневров во время торможения. В любом случае, автомобиль с системой АБС имеет гораздо больше плюсов в системе активной безопасности автомобиля.
Иногда, антиблокировочная система ABS может способствовать увеличения тормозного пути автомобиля. Как правило, это происходит на рыхлых поверхностях (придорожный гравий, снег, песок, мокрый снег), когда заблокированные системой АБС колеса при торможении зарываются в рыхлую поверхность, а это дает дополнительное замедление. В этих условиях, автомобиль будет лучше тормозить, если его колеса будут незаблокированы. Именно для таких случаев, систему ABS делают отключаемой. На приборной панели можно встретить кнопку отключения ABS. На некоторых современных системах ABS имеется специальный алгоритм торможения, который оптимизирован специально для рыхлой поверхности. С данным алгоритмом, система ABS подвергает колеса многочисленным кратковременным блокировкам.

Конечно, водителям-асам система ABS может оказаться лишней. Ведь чтобы не потерять управляемость автомобиля, можно применять ступенчатое или прерывистое торможение. Но не каждый автомобилист может почувствовать свой авто и в условиях стресса не давить педаль тормоза в пол. Именно для таких автомобилистов и создана система АБС, которые целиком и полностью полагаются на электронику.

Увы, антиблокировочная система ABS не безгрешна. Алгоритм работы системы ABS иногда бывает непредсказуем и результаты торможения могут отличаться от желаемого. Система ABS на переднеприводном автомобиле не позволит войти на скорости в поворот приемом «газ-тормоз» с заносом задней оси, а для любителей «полихачить» таким образом ждет разочарование. На скорости 5-10 км система ABS отключается, незнающие об этом водители могут попасть в ДТП. При торможении на снеге, заблокированные тормозами колеса сгребают снег перед собой и машина тормозит быстрее, чем с случае с ABS.



Принципы работа антиблокировочной системы ABS великолепно показаны на видео

Легковые и грузовые автомобили: отзывы владельцев, технические характеристики, фото, автотермины, тест-драйвы | AVTOMAXX.RU | При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Все материалы, опубликованные на сайте www.avtomaxx.ru, фотоизображение или тексты, являются объектом авторского права. © Все права защищены. от 18+